5.6 Сопоставление

Сопоставление приблизительно соответствует тому, что известно как степени сравнения в других языках. Многие языки морфологически показывают степени сравнения, как показано на примере слов «лучший, лучше, самое лучшее». Ифкуиль включает морфологически в себя степени сравнения в его схему Связи при помощи тонов Определителя Объединения (или Определителя Связи или Определителя Модальности). А конкретно, используется четыре тона, чтобы показать четыре различных сравнения, каждое из которых называется Сопоставлением глагола. Четыре Сопоставления – это Неопределимое, Равное, Превосходное, Недостаточное и объясняются ниже.

5.6.1 IDT       Неопределимое

Показывается с помощью низкого или понижающегося тона Определителя Объединения или Определителя Связи или Определителя Модальности. Неопределимое Сопоставление является Сопоставлением по умолчанию и показывает либо 1) что, нет сравнения между первой и второй стороной, 2) что уровень сравнения между первой и второй стороной неизвестен или неуместен, 3) что сравнение неприменимо, потому что глагол является едино действующим (т.е. участвует только одна сторона).

5.6.2 EQU      Равное

Показывается с помощью высокого тона Определителя Объединения или Определителя Связи или Определителя Модальности. Равное Сопоставление показывает, что первая сторона исполняет свою «половину» действия совершенно одинаково в сравнении со второй стороной. Равное Сопоставление соответствует конструкции «также как» как в «Она поет также хорошо как и я» или «Он читает также быстро как и ты».

5.6.3 SUR      Превосходное

Показывается с помощью восходящего тона Определителя Объединения или Определителя Связи или Определителя Модальности. Превосходное Сопоставление показывает, что первая сторона проявляет состояние или исполняет действие в большей степени или мере, чем вторая сторона. Превосходное Сопоставление работает равнозначно примеру «дальний/дальше» как в «Я пробежал дальше, чем он». Превосходное Сопоставление также соответствует глагольному префиксу «пере» как в «Я перепел его» (т.е. Я пел дольше или лучше чем он), хотя Превосходное Сопоставление более гибко, чем конструкции западных языков, так как Превосходное Сопоставление может быть использовано с любой из тринадцати Связей глагола. Например, когда использовалось с Безотносительной Связью для такого глагола, как «смеяться», Превосходное Сопоставление переводилось бы примерно как «Я смеялся больше/дольше, чем кто-либо еще». Превосходное Сопоставление может использоваться вместе с Однодейственной Связью, показывая, что только одна сторона исполняла действие в превосходной степени и никто другой. Например, предложение «Я смеялся» в Однодейственной Связи и Превосходном Сопоставлении переводилось бы как примерно следующее «Смеялся только я один и мой смех был превосходен».

Превосходное Сопоставление может также использоваться, чтобы переводить конструкцию с «самый», как в «Она самая милая из всех», просто указывая контекстуально универсальную вторую сторону к глаголу, т.е. «Она ‘пере-милила’ всех других».

5.6.4 DFT      Недостаточное

Показывается с помощью прерывистого тона Определителя Объединения или Определителя Связи или Определителя Модальности. Недостаточное Сопоставление приблизительно соответствует отрицательному сравнению «менее» как в «Этот тест менее трудный», также как глагольному префиксу «недо» или конструкции с «хуже» как в «Он выступил хуже вчера». Подобно другим Сопоставлениям, Недостаточное Сопоставление может использоваться вместе с любой Связью глагола Ифкуиль, чтобы показать, что исполнение или состояние первого участника по отношению к совместно действующему глаголу хуже или меньше, чем исполнение или состояние второго участника. Недостаточное Сопоставление, таким образом, передает такие соответствующие предложения, как «Она ‘недо-танцевала’ хуже вчера» (т.е. она не танцевала так, как могла) или «Мальчик ‘недо-вешивает’ до девочки» (т.е. он весит меньше, чем она).

5.6.5 Примеры использования Сопоставления

qu’wimkâktu qu’wëmşuik nń¯ ámolïḩ
Человек-AFF-MAT2/3-DEM/9 человек-CMP-MAT2/5 EQU смеяться-STR1/7
Этот ребенок смеется также громко как взрослый

 

kʼüwask mḿa/ äisît
ma/ACT-2m/CMP SCH-DES-SUR DSP-PRX-умный
Она хочет быть умнее, чем ты

 

lá'wikʰa ráwëşkʰa nń\ âkùta
Тигр-AFF-N медведь-CMP-N DEF PRX-спрашивать-N
Тигры не так любознательны как медведи
или
Тигры менее любознательны, чем медведи
Слушать Слушать
Hosted by uCoz