1.4 Фонотактика

В дополнение к фонологическим процессам, таким как удвоение, перемещение ударения, тон, все языки применяют свои собственные индивидуальные и произвольные правила относительно того, какие сочетания согласных и гласных допустимы в слоге или слове. Эта концепция называется фонотактика, и такие правила известны, как правила фонотактики. Эти правила, присущие каждому языку, объясняют почему sprelch могло бы быть гипотетическим словом английского языка, а слова znatk не могло, даже если znatk также легко произносится лингвистом как sprelch. Правила, управляющие слоговой структурой, формированием дифтонгов, и всеобщим благозвучием, все являются частью фонотактики.

В равной степени важными являются опциональные правила, которые каждый язык применяет для достижения благозвучия и большей легкости произнесения, известные как фоноэстетика или правила фоноэстетики. Вместе, фонотактика и фоноэстетика в значительной степени ответственны за фонетический «символ» или субъективный «звук» определенного языка. Правила фонотактики и фоноэстетики для Ифкуиль описываются в нижеследующих секциях.

1.4.1 Слоговая структура

Допустима структура слога зависит от того, формирует ли слог односложное слово, является ли слог слогом начала слова, слогом конца слога или слогом в середине слова (т.е. между двумя другими слогами). Эти структуры показываются в Таблице 2 ниже, где (C) означает опциональный согласный, V означает обязательный гласный или дифтонг.

Таблица 2: Слоговая структура

Тип слога Структура Примеры
Слово из согласных C(C)(C) где конечная согласная является назальной,
плавной или глухим фрикативным согласным
s, h, ŗ, ll, mm, pçç
Односложное C(C)(C)V (C)(C)(C) a, ui, öt, isk, du, tuil, kleb, tliqs, pskarn, xxoršt
В начале слова (C)(C)(C)V(C)-или l, ł, ŗ, m, n, ņ uran, tahin, ui’wá, prinu, klatma, xmoiskra, kstollap,
ltuir
bis, mpeilt’um
В середине слова -(C)(C)V(C)(C)- или l, ł, ŗ, m, n, ņ kialun, ruentik, isteixlam, ïkspûzqai, ixtuim
В конце слова -(C)(C)V(C)(C)(C)- или l, ł, ŗ, m, n, ņ lua, antoi, tial, eifqés, poxšurn, ultrönn, kalĺ

            Применяются следующие правила:

1.4.2 Дифтонги

Слог Ифкуиль может содержать один дифтонг (сочетание двух гласных звуков, произнесенных вместе как один слог). Все дифтонги Ифкуиль являются «понижающимися» дифтонгами, т.е. первый гласный дифтонга получает основную артикуляцию, в то время как второй становится полугласным (иногда упоминаемый как полусогласный). В Ифкуиль существует 24 дифтонга, как описано в следующем:

ai Слушать Произносится как в испанском или итальянском языке; как в английском i в white или ice.
äi Слушать Сочетание ифкуильского гласного ä и английского y-звука.
ei Слушать Как в испанском или итальянском языке; как в английском ai в rain или ei в rein.
ëi Слушать Сочетание гласного звука в американском английском rut и английского y-звука. Что-то похожее на британское деревенское произношение i в ice.
oi Слушать Как в испанском или итальянском языке; как в английском boy или voice.
öi Слушать Сочетание ифкуильского гласного ö и английского y-звука. Что-то вроде французского слова oeil.
ui Слушать Как в испанском или итальянском языке.Сочетание испанского или итальянского «чистого» u (т.е. без скольжения в –w как в английском rude) и английского y-звука. Говорящий должен избегать позволения разрешения этому дифтонгу становиться «восходящим» дифтонгом, где u-звук редуцируется в w- (результат звучащий подобно английскому wee)
au Слушать Как в испанском или итальянском языке; как в английском ou в loud или ow в cow.
äu Слушать Сочетание ифкуильского гласного ä и английского w-звука.
eu Слушать Как в испанском или итальянском языке. Сочетание «чистого» e (т.е. без скольжения в –y как в английском they) и английского w-звука.
ëu Слушать Сочетание гласного звука в американо-английском rut и английского w-звука. Что-то похожее на британское деревенское диалектное произношение слова oh!.
iu Слушать Сочетание ифкуильского гласного i (который более открыт, нежели испанский или итальянский «чистый» i, т.е. ближе к английскому i в bit) и английского w-звука.
ou Слушать Подобен o+w скольжению английского road или mode. Также как в бразильском португальском roupa.
öu Слушать Сочетание ифкуильского гласного ö и английского w-звука. Что-то похожее на преувеличенное произношение высшего класса Британии слова oh!.
aï, eï, ëï, ïï, oï, uï Слушать Каждый из них является сочетанием гласного с задне-центральным гласным ï. Звук может приближенно передан произнесением первой гласной, за которой следует веляризованный «темный» l-звук американо-английского lull, но без касания кончиком языка десенного бугра над верхними зубами; кончик языка взамен должен оставаться ниже. Результирующий дифтонго должен звучать как что-то подобное английскому all, ell (как в bell), ull (как в dull), eel, ole (как в pole), ool (как в tool), произнесенные кем-то невнятным,  смазанным голосом. Для знакомых с IPA, эти дифтонги могут быть представлены как [], [], [ɣɰ], [i˕ɰ], [], [u˕ɰ].
äï, öï, üï Слушать Как предыдущая серия дифтонгов, эти дифтонги являются сочетаниями ифкуильских гласных ä, ö, ü, с задне-центральным ï. IPA [æ˔ɰ], [øɰ], [ʉɰ].
ae Слушать Сочетание ифкуильских a+ê.Звучит наподобие более «открытой» версии ифкуильского ai. Язык Синдорин Толкиена также имеет этот дифтонг.

  Все другие сочетания гласных являются двусложными, т.е. произносятся как два отдельных слога. Следует позаботиться, чтобы избегать сжимания многих сочетаний из двух гласных, начинающихся на u- и i-, в восходящие дифтонги с w-звуком или y-звуком. Это особенно важно, когда вторая гласная в сочетании получает слоговое ударение.

1.4.3 Ограничения на гласные

Все гласные, дифтонги, и двусложные гласные конъюнкты, упомянутые прежде, могут встречаться в любом слоге в любой позиции со следующими исключениями:

1.4.4 Ограничения на согласные

Таблица 3 ниже показывает допустимые структуры для согласных конъюнктов для начала слова, а Таблица 4 показывает допустимые структуры для согласных конъюнктов в конце слова. Заметьте, что показаны не все возможные конъюнкты, просто примеры каждого типа конъюнкта. Существуют многие комбинации согласных, разрешенные в Ифкуиль, которые никогда не будут допускаться как конъюнкты в западных языках.

Таблица 3: Допустимые структуры согласных конъюнктов начала слова

Фонологическая структура конъюнкта Примеры
Взрывной/аффрикат/фрикат + приближенный by, čw, dř, gw, jw, kʼw, fy, hw, ḑy, pʰy, tʰw, x̧ʼw, žw
взрывной/фрикат + гомологический назальный и/или негомологический назальный bm, bnn, tn, km, hn, xm, zn, šņņ, ssm
взрывной/аффрикат/плавный/назальные + плавный или вибрирующий bŗ, dl, ffl, kʰr, kll, nr, ņw, ņl, nř, pl, ţţŗ, xl, žl, jr, vr, zř
Глухой взрывной + глухой шипящий фрикат или звонкий взрывной + звонкий шипящий фрикат bz, gz̧, ks, pş
Глухой шипящий фрикат + глухой всех типов или звонкие приближенные/плавные/вибрирующие sk, şx̧, štʰ, šř, sf, şp, sčʼ, şl, çr, şşķ, ššl, sll
Звонкий шипящий фрикат + звонкие взрывные/аффрикаты zg, žb, żd, zj, žǰ
взрывной + негомологический фрикат dv, ġv, pç, px̧, qţ, tx
Глухие коронарные аффрикаты + глухие взрывные; звонкие коронарные аффрикаты + звонкие взрывные čk, ċtʰ, ƶb, cqʼ
ç, x, x̧ + негомологические глухие взрывные или аффрикаты xp, x̧tʰ, çkʼ, çq̌, xčʰ
Плавные/вибрирующие/приближенные + w/y ry, lw, ŗw, ły
k или p + шипящий + глухой взрывной kšk, kspʰ, pşt, kštʼ
p, k, q + шипящий + w psw, kşw, qşw
Шипящий фрикат или ç или x + глухой взрывной + плавный/приближенный stl, şkw, špʰr, šqw, çpw, xtʼw, xpl
Шипящий, назальный, плавный, вибрирующий, приближенный, ç, ļ, x, x̧ +глоттальная пауза sş, ŗ’, l’, ļļ’, m’, çс̧ʼ, w’, y’
Слоговый l, ł, ŗ, m, n, ņ + большинство других согласных lt, lċh, lv, ŗq̌, ŗg, ŗs, mķ, nd, nǰ

Таблица 4: Допустимые структуры для согласных конъюнктов в конце слова

Фонологическая структура конъюнкта Примеры
r, ř, l + большинство других согласных rb, rc, rç, rḑ, rf, rkh, rl, rļ, rř, rs, rţ, rv, rx̧, řg, řk, řl, řm, řš, řt, řx̧, řz, lb, lc, lç, lčh, ld, lf, lkh, lļ, lļ’, lm, lř, lş, lż, lž
Глухой шипящий + любой глухой взрывной sp, st, şqʼ, şpʰ, ştʼ, škʰ, šq
Назальный + гомологический или негомологический фрикат, или шипящий, или коронарный (т.е. дентальный, альвеолярный, постальвеолярный) согласный mb, mc, mčʼ, mch, md, mḑ, mt, mţ, mv, mx, mz, mž, nch, nç, nċʼ, nf, nḩ, nļ, nth, nţ, nv, nz, nž, ņch, ņç, ņċʼ, ņčʼ, ņčh, ņd, ņs, ņş, ņt, ņţ, ņx̧, ņz, ņž
p, k, q + f, t, tʼ, tʰ, ţ  или глухой шипящий kf, kt, kţ, pţ, qtʰ, ps, kş, qš
b, d, g, ġ + v bv, dv, gv, ġv
b или g + звонкий шипящий bz, gz, gž
f + t или глухой шипящий fs, fş, fš, ft
h + глухой взрывной или глухой аффрикат hc, hċ, hčʼ, hk, hķ, hpʰ, hq, hq̌, hs, hş, hš, ht
ç, ļ, x, x̧ + взрывной çt, çkh, çpʼ, ļt, ļpʰ, xpʼ, xkʰ, x̧t
Глоттальная пауза + любой другой согласный или конъюнкт ’s, ’v, ’ŗŗ, ’sk, ’hh, ’pt, ’ņţ
Другие разные tf, vz

1.4.5 Правила фоноэстетики

Правила фоноэстетики относятся к обычно применяемым правилам и предпочтениям, специфичным для каждого языка, для структурирования систем фонем в целях фонологического благозвучия. Следующие подобные принципы применяются к Ифкуиль.

Hosted by uCoz