1.4 Фонотактика
В дополнение к фонологическим
процессам, таким как удвоение, перемещение ударения, тон, все языки применяют
свои собственные индивидуальные и произвольные правила относительно того, какие
сочетания согласных и гласных допустимы в слоге или слове. Эта концепция
называется фонотактика, и такие правила известны, как правила фонотактики. Эти
правила, присущие каждому языку, объясняют почему sprelch могло бы быть гипотетическим словом английского языка,
а слова znatk не могло, даже если znatk также
легко произносится лингвистом как sprelch. Правила, управляющие слоговой структурой,
формированием дифтонгов, и всеобщим благозвучием, все являются частью
фонотактики.
В равной степени важными являются
опциональные правила, которые каждый язык применяет для достижения благозвучия
и большей легкости произнесения, известные как фоноэстетика или правила
фоноэстетики. Вместе, фонотактика и фоноэстетика в значительной степени
ответственны за фонетический «символ» или субъективный «звук» определенного
языка. Правила фонотактики и фоноэстетики для Ифкуиль описываются в
нижеследующих секциях.
1.4.1 Слоговая структура
Допустима структура слога зависит от того, формирует ли слог односложное слово, является ли слог слогом начала слова, слогом конца слога или слогом в середине слова (т.е. между двумя другими слогами). Эти структуры показываются в Таблице 2 ниже, где (C) означает опциональный согласный, V означает обязательный гласный или дифтонг.
Таблица 2: Слоговая структура
Тип слога |
Структура |
Примеры |
Слово из согласных |
C(C)(C) где конечная согласная является назальной, плавной или глухим фрикативным согласным |
s, h, ŗ, ll, mm, pçç |
Односложное |
C(C)(C)V (C)(C)(C) |
a, ui, öt, isk, du, tuil, kleb, tliqs, pskarn, xxoršt |
В начале слова |
(C)(C)(C)V(C)-или l, ł, ŗ, m, n, ņ |
uran, tahin,
ui’wá,
prinu, klatma,
xmoiskra, kstollap,
ltuirbis, mpeilt’um |
В середине слова |
-(C)(C)V(C)(C)- или l, ł, ŗ, m, n,
ņ |
kialun,
ruentik, isteixlam,
ïkspûzqai, ixtuimḿaţ |
В конце слова |
-(C)(C)V(C)(C)(C)- или l, ł, ŗ, m, n, ņ |
lua, antoi,
tial, eifqés,
poxšurn, ultrönn,
kalĺ |
Применяются следующие правила:
- Единственный неслоговый интервокальный согласный является
слоговой частью последующего гласного, а не предшествующего.
- Интервокальный конъюнкт из двух согласных считается
двусложным (т.е. каждый согласный является частью другого слога), даже, если
конъюнкт является удвоенным согласным.
- Если конъюнкт из трех согласных встречается в середине
слова, первый согласный из трех должен быть в отдельном слоге от последних из
трех. Средний согласный будет в том же слоге, в каком бы ни из двух окружающих
согласных он формирует допустимую слово-начинающую или слово-заканчивающую группу. Если он может формировать группы с каждым из окружающих согласных, он
будет рассматриваться как часть того слога, с которым он морфемно связан.
Раздел 1.4.4 ниже подробно рассказывает, какие специфические согласные могут
формировать такие группы.
1.4.2 Дифтонги
Слог Ифкуиль может содержать один
дифтонг (сочетание двух гласных звуков, произнесенных вместе как один слог).
Все дифтонги Ифкуиль являются «понижающимися» дифтонгами, т.е. первый гласный
дифтонга получает основную артикуляцию, в то время как второй становится
полугласным (иногда упоминаемый как полусогласный). В Ифкуиль существует 24
дифтонга, как описано в следующем:
ai |
|
Произносится как в испанском или итальянском языке; как в
английском i в white или ice. |
äi |
|
Сочетание ифкуильского гласного ä и английского y-звука. |
ei |
|
Как в испанском или итальянском языке; как в английском ai в rain или ei в rein. |
ëi |
|
Сочетание гласного звука в американском английском rut и английского y-звука. Что-то похожее на британское деревенское
произношение i в ice. |
oi |
|
Как в испанском или итальянском языке; как в английском boy или voice. |
öi |
|
Сочетание ифкуильского гласного ö и английского y-звука. Что-то вроде французского слова oeil. |
ui |
|
Как в испанском или итальянском языке.Сочетание
испанского или итальянского «чистого» u (т.е. без скольжения в –w как в английском rude) и английского
y-звука. Говорящий должен избегать позволения
разрешения этому дифтонгу становиться «восходящим» дифтонгом, где u-звук
редуцируется в w- (результат звучащий подобно английскому wee) |
au |
|
Как в испанском или итальянском языке; как в английском ou в loud или ow в cow. |
äu |
|
Сочетание ифкуильского гласного ä и английского w-звука. |
eu |
|
Как в испанском или итальянском языке. Сочетание «чистого» e (т.е. без скольжения
в –y как в английском they) и английского w-звука. |
ëu |
|
Сочетание гласного звука в американо-английском rut и английского w-звука.
Что-то похожее на британское деревенское диалектное произношение слова oh!. |
iu |
|
Сочетание ифкуильского гласного i (который более открыт,
нежели испанский или итальянский «чистый» i,
т.е. ближе к английскому i в bit) и английского w-звука. |
ou |
|
Подобен o+w скольжению английского road или mode.
Также как в бразильском португальском roupa. |
öu |
|
Сочетание ифкуильского гласного ö и английского w-звука. Что-то похожее на преувеличенное произношение
высшего класса Британии слова oh!. |
aï,
eï, ëï, ïï, oï, uï |
|
Каждый из них является сочетанием гласного с задне-центральным гласным ï.
Звук может приближенно передан произнесением первой гласной, за которой
следует веляризованный «темный» l-звук
американо-английского lull, но без касания кончиком
языка десенного бугра над верхними зубами; кончик языка взамен должен
оставаться ниже. Результирующий дифтонго должен звучать как что-то подобное
английскому all, ell (как
в bell), ull (как в dull),
eel, ole (как в pole), ool (как
в tool), произнесенные кем-то невнятным, смазанным
голосом. Для знакомых с IPA, эти дифтонги могут быть
представлены как
[aɰ], [eɰ],
[ɣɰ], [i˕ɰ],
[oɰ], [u˕ɰ]. |
äï,
öï, üï |
|
Как предыдущая серия дифтонгов, эти дифтонги являются
сочетаниями ифкуильских гласных ä,
ö, ü, с задне-центральным
ï. IPA [æ˔ɰ],
[øɰ], [ʉɰ]. |
ae |
|
Сочетание ифкуильских a+ê.Звучит
наподобие более «открытой» версии ифкуильского ai. Язык
Синдорин Толкиена также имеет этот дифтонг. |
Все другие сочетания гласных
являются двусложными, т.е. произносятся как два отдельных слога. Следует
позаботиться, чтобы избегать сжимания многих сочетаний из двух гласных,
начинающихся на u- и i-,
в восходящие дифтонги с w-звуком
или y-звуком. Это особенно важно, когда вторая
гласная в сочетании получает слоговое ударение.
1.4.3 Ограничения на гласные
Все гласные, дифтонги, и
двусложные гласные конъюнкты, упомянутые прежде, могут встречаться в любом
слоге в любой позиции со следующими исключениями:
- В слове из двух слогов или
больше, единственные гласные, дифтонги, или гласные конъюнкты, которые могут встречаться
в конце слова, это: -a,
-â, -ï, -u, -ü, -û, -ia, -ua и дифтонги, оканчивающиеся на
i, u, ï.
Заметьте, что эти ограничения не применяются к односложным словам.
- Не больше, чем два гласных
могут встретиться в конъюнкте внутри слова, т.е. сочетание трех гласных, даже
если два представляют дифтонг, не допустимо.
1.4.4 Ограничения на согласные
- Согласные w, y, y̌ не могут
появляться в конце слога, и за ними должна всегда следовать гласная, или в
случае w, y,
глоттальная пауза и гласный (например, w’+гласный).
- Глоттальная
пауза (’) не встречается в начале слова, за
исключением особенности места соединения (т.е. где два отдельных слова идут
вместе). Особенно, когда слово заканчивается на гласный, и следующее слово
начинается на гласную, Ифкуиль фонетически отделяет слова, вставляя глоттальную
паузу в начале второго слова, так что оканчивающий гласный первого слова не
объединяется с начинающим слово гласным второго. Это служит для поддержания
двух слов отдельными и отчетливыми. Эта глоттальная пауза не отмечается ни в
латинской транслитерации, ни в ифкуильском шрифте. Где-нибудь в другом месте,
глоттальная пауза может появиться следом за w или y, если предшествует гласному,
или может следовать за гласным.
- Не больше четырех согласных
может встретиться в конъюнкте. Такие конъюнкты из четырех согласных могут
встретиться только между гласными (или через границы слов), и первые два и
последние два согласных должны каждый формировать допустимые пары конца и
начала слога соответственно, или поочередно, первые три из четырех согласных
должны формировать допустимый конъюнкт конца слога, или последние три должны
формировать допустимый конъюнкт начала слога.
- Для интервокальных конъюнктов
из трех согласных, как первый согласный, так и последний согласный конъюнкта
должны быть в отдельном слоге от других двух согласных. Если первый согласный
является двусложным от других двух, тогда эти другие два согласных должны быть
допустимым конъюнктом конца слога.
- Для конъюнктов начала и конца
слова из трех согласных, они обычно допустимы, если как первые две согласные
допустимы как конъюнкт сами по себе, так и последние две согласные конъюнкта
допустимы как конъюнкт сам по себе.
Таблица 3 ниже показывает
допустимые структуры для согласных конъюнктов для начала слова, а Таблица 4
показывает допустимые структуры для согласных конъюнктов в конце слова.
Заметьте, что показаны не все возможные конъюнкты, просто примеры каждого типа
конъюнкта. Существуют многие комбинации согласных, разрешенные в Ифкуиль,
которые никогда не будут допускаться как конъюнкты в западных языках.
Таблица 3: Допустимые структуры
согласных конъюнктов начала слова
Фонологическая структура конъюнкта |
Примеры |
Взрывной/аффрикат/фрикат + приближенный |
by, čw, dř, gw, jw, kʼw, fy, hw, ḑy, pʰy, tʰw,
x̧ʼw, žw |
взрывной/фрикат + гомологический назальный и/или
негомологический назальный |
bm, bnn, tn, km, hn, xm, zn, šņņ, ssm |
взрывной/аффрикат/плавный/назальные + плавный или вибрирующий |
bŗ,
dl, ffl, kʰr, kll, nr, ņw, ņl, nř, pl,
ţţŗ, xl, žl, jr, vr, zř |
Глухой взрывной + глухой шипящий фрикат или звонкий
взрывной + звонкий шипящий фрикат |
bz, gz̧, ks, pş |
Глухой шипящий фрикат + глухой всех типов или звонкие
приближенные/плавные/вибрирующие |
sk, şx̧, štʰ, šř, sf, şp, sčʼ,
şl, çr, şşķ, ššl, sll |
Звонкий шипящий фрикат + звонкие взрывные/аффрикаты |
zg, žb, żd, zj, žǰ |
взрывной + негомологический фрикат |
dv, ġv, pç, px̧, qţ, tx |
Глухие коронарные аффрикаты + глухие взрывные; звонкие
коронарные аффрикаты + звонкие взрывные |
čk, ċtʰ, ƶb, cqʼ |
ç, x, x̧ +
негомологические глухие взрывные или аффрикаты |
xp, x̧tʰ, çkʼ, çq̌, xčʰ |
Плавные/вибрирующие/приближенные + w/y |
ry, lw, ŗw, ły |
k или p + шипящий + глухой взрывной |
kšk, kspʰ, pşt, kštʼ |
p, k, q + шипящий + w |
psw, kşw, qşw |
Шипящий фрикат или ç или x + глухой взрывной +
плавный/приближенный |
stl,
şkw, špʰr, šqw, çpw, xtʼw, xpl |
Шипящий, назальный, плавный, вибрирующий, приближенный, ç, ļ, x,
x̧ +глоттальная пауза |
sş, ŗ’, l’, ļļ’, m’, çс̧ʼ, w’, y’ |
Слоговый l, ł, ŗ, m, n, ņ + большинство других согласных |
lt, lċh, lv, ŗq̌, ŗg, ŗs, mķ, nd, nǰ |
Таблица 4: Допустимые структуры
для согласных конъюнктов в конце слова
Фонологическая структура конъюнкта |
Примеры |
r, ř, l + большинство других согласных |
rb, rc, rç, rḑ, rf, rkh, rl, rļ, rř, rs, rţ, rv,
rx̧, řg, řk, řl, řm, řš, řt,
řx̧, řz, lb, lc, lç, lčh, ld, lf, lkh, lļ,
lļ’, lm, lř, lş, lż, lž |
Глухой шипящий + любой глухой взрывной |
sp, st, şqʼ, şpʰ, ştʼ, škʰ, šq |
Назальный + гомологический или негомологический фрикат,
или шипящий, или коронарный (т.е. дентальный, альвеолярный, постальвеолярный)
согласный |
mb, mc, mčʼ, mch, md, mḑ, mt, mţ, mv, mx, mz, mž, nch,
nç, nċʼ, nf, nḩ, nļ, nth, nţ, nv, nz,
nž, ņch, ņç, ņċʼ, ņčʼ,
ņčh, ņd, ņs, ņş, ņt, ņţ,
ņx̧, ņz, ņž |
p, k, q + f, t, tʼ, tʰ, ţ или глухой шипящий |
kf, kt, kţ, pţ, qtʰ, ps, kş, qš |
b, d, g, ġ + v |
bv, dv, gv, ġv |
b или g + звонкий шипящий |
bz, gz, gž |
f + t или глухой шипящий |
fs, fş, fš, ft |
h + глухой взрывной или глухой аффрикат |
hc, hċ, hčʼ, hk, hķ, hpʰ, hq, hq̌, hs, hş,
hš, ht |
ç, ļ, x, x̧ + взрывной |
çt, çkh, çpʼ, ļt, ļpʰ, xpʼ, xkʰ,
x̧t |
Глоттальная пауза + любой другой согласный или конъюнкт |
’s, ’v, ’ŗŗ, ’sk, ’hh, ’pt, ’ņţ |
Другие разные |
tf, vz |
1.4.5 Правила фоноэстетики
Правила фоноэстетики относятся к
обычно применяемым правилам и предпочтениям, специфичным для каждого языка, для
структурирования систем фонем в целях фонологического благозвучия. Следующие
подобные принципы применяются к Ифкуиль.
- В то время как «открытые» слоги
(слоги, заканчивающиеся на единственный гласный» допускаются в Ифкуиль,
предпочитаются «закрытые» слоги (т.е. оканчивающиеся на согласный), особенно
для ударных слогов слова. Ифкуиль часто морфологически позволяет больше чем одного
способа структурирования различных морфем определенного слова, особенно слов из
трех или больше слогов. (Морфемы являются индивидуальными значимыми частями
слова, например, корень слова, аффикс, любая перегласовка, или любое другой
фонологическое проявление грамматической категории). Это обычно - перестраивать
слова через морфофонологические манипуляции, так что они содержат закрытые
слоги, особенно в ударных слогах. Это правило не часто применяется к двусложным
словам, которые имеют меньше опций в своей структуре. Это правило неприменимо к
односложным словам, где открытый слог является обычным.
- Слова из шести слогов или
больше считаются благозвучно нежелательными, и это обычно - морфологически
перестроить слово, чтобы уменьшить количество слогов до пяти и меньше. Такое
морфофонологическое перестроение достигается с помощью смены форм Определителей и
Суффиксов (как объяснено в 7.0 Использование Аффиксов и 8.0 Определители).
- В словах, имеющих множественные
аффиксы, обычно - использовать один из аффиксов в форме Определителя, если это
уменьшит количество слогов.