3.8 Сущность
Сущность ссылается на двоякое морфологическое различение, которое не имеет своего аналога в западных языках. Сущность лучше всего объясняется с помощью отсылки к различным языковым иллюстрациям. Сравните следующие части предложений:
1а) Мальчик убежал к морю.
1б) Мальчик, что бежал к морю, не прибежал к морю.
2а) Собака, что вы видели, должна быть продана завтра.
2б) Собака, что вы видели, не существует.
Предложения (1а) и (2а), по-видимому, являются прямолинейными предложениями в терминах значения и интерпретации. Однако, на первый взгляд, предложения (1б) и (2б), по-видимому, являются бессмысленными, и это так до тех пор, пока мы не примем во внимание специализированные контексты для этих предложений, такие, что эти предложения будут иметь смысл. Например, (1б) может иметь смысл, если говорится автором, сообщающим об изменении намерения в сюжете истории, в то время как (2б) имеет смысл, когда говориться сбитым с толку владельцем магазина домашних животных, в чьем окне вы ранее увидели собаку, которой теперь больше нет там.
Такие предложения, как (1б) и (2б) могут иметь возможное в реальном мире значение, потому что они, на самом деле, не ссылаются на реального мальчика или собаку, но скорее на гипотетические представления о реальных мальчика и собаки, использующихся как упоминания обратно этих реальных дополнений изнутри «альтернативного ментального пространства», созданного психологически (и подразумеваемого лингвистически), где о событиях может быть сказано, что они являются или нереальными, или все еще не реализованными, или альтернативными версиями того, что действительно имеет место. Это альтернативное ментальное пространство, тогда, является психологической областью как возможного, так и воображения. В западных языках, такое альтернативное ментальное пространство подразумевается контекстом или обозначается определенными лексическими сигналами. Одна из таких групп – это так называемые «модальные» глаголы, например, «должен, может, нужно, и т.п.» как видно в следующем:
3) Ты должен наконец прийти домой.
4) Эта девушка может петь лучше чем кто-либо.
5) Нам нужно атаковать на рассвете.
Каждое из этих трех предложений выше описывает возможные события, а не действительное в реальном мире событие, которое происходит или произошло. Например, в предложении (3) или кто-то еще не пришел домой, или мы не знаем, возможен ли вообще приход домой, в предложении (4) девушка может никогда не спеть ни единой ноты, насколько мы знаем, и предложение (5) не дает нам никакой информации о том, произойдет ли действительно атака.
3.8.1 | NRM | Реальная | ||
RPV | Воображаемая |
Категория Ифкуиль Сущность явно различает факты реального мира от их альтернативных, воображаемых или возможных дополнений. Две Сущности называются Реальная и Воображаемая. Реальная Сущность является Сущностью по умолчанию, обозначающую существительные и глаголы реального мира. Воображаемая Сущность обозначает альтернативные дополняющие. Отмечая такие дополнения друг к другу, Ифкуиль позволяет говорящему выражать любые существительный или глагол, как ссылающийся на реальный мир, в противоположность альтернативному проявлению, без того, чтобы слушающий делал заключение об этом из объясняемого контекста.
Сущность морфофонологически отмечается использованием Основного и Вспомогательного Видов вокального изменения, как ранее описано в Разделе 2.2.3 и полностью проиллюстрировано в 2.5 Изменение гласных. Реальная Сущность отмечается с помощью Основного Вида, в то время как Воображаемая Сущность отмечается Вспомогательным Видом.
3.8.2 Примеры использования Сущности
ştapʰ | → | |||
Комнатная муха | ïştapʰá yââsxaîpʰa | |||
sxapʰ | Комнатная муха –OBL-A-NRM бабочка –MNF-PRX-A-RPV | |||
бабочка | Комнатные мухи – это бабочки | |||
[т.е. в моем воображении] | Слушать |
qom | → | ||
Мужчина | qo’wim qø’wëmmkâ tâłbaub xen | ||
qöm | |||
Женщина | Мужчина –UNI-CSL-DEL-AFF-NRM | ||
tâb | Женщина –UNI-CSL-DEL-DER-RPV-MAT2/3 | ||
Близость/близлежащее | Близость –UNI-CSL-DEL-LOC-EXN2/6 смотреть –UNI-CSL-DEL | ||
xen | Мужчина думает, что он видит юную девушку на некотором расстоянии, или | ||
видеть | Мужчина видит то, что кажется юной девушкой, на некотором расстоянии. |